ПРИКАЗ
начальника управления
19.09.2013 № 398
г. Гороховец
Об утверждении решения районного
экспертно – методического Совета по инновационной и опытно – экспериментальной работе от 27.09.2013 №1 «О закрытии, лонгировании деятельности, открытии районных методических площадок на базе образовательных учреждений района в 2013-2014 учебном году»
Руководствуясь решением районного экспертно – методического Совета по инновационной и опытно – экспериментальной работе, рассмотрев предложения руководителей образовательных учреждений,
п р и к а з ы в а ю :
1.Утвердить решение районного экспертно – методического Совета по инновационной и опытно – экспериментальной работе:
1.2 О лонгациях деятельности районных методических площадок на базе следующих образовательных учреждений:
МБОУ Фоминская СОШ: «Реализация ФГОС»
2. Назначить руководителями районных методических площадок директоров общеобразовательных школ и МБОУ ДОД ЦДТ «Росинка», заведующих дошкольными образовательными учреждениями.
3. Руководителям методических площадок представить в МКУ ИМОЦ на электронных носителях.
3.1 Обобщенный опыт работы закрывшихся методических площадок до 01.11.2013;
3.2 Отчеты о проведенной работе на 01.09.2013 пролонгированных методических площадок до 20.10.2013;
3.3 План работы и программу вновь открытых и пролонгированных площадок на 2013-2014 учебный год до 20.10.2013
4. Контроль за деятельностью методических площадок в 2013-2014 учебном году возложить на МКУ ИМОЦ (директор Н.П.Рыжкова).
5. Приказ от 15.10.2012 № 443 с контроля снять.
Начальник управления образования Е.Ф. Родькина
Промежуточные результаты работы
районной методической площадки «Реализация ФГОС»
МБОУ Фоминская СОШ
2013 год
Школа третий год работает над внедрением ФГОС в 1,2 3-м классах. НАКОПЛЕН ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ. Прежде всего создана образовательная программа - ООП НОО, но в связи с новыми нормативными документами корректировку программы проводим ежегодно. В этом учебном году провели тщательный анализ целевого раздела, в котором изменили, конкретизировали цели и задачи программы. Основное направление нашей программы в соответствии с ФГОС - развитие у детей самостоятельности и социальной ответственности. Если в первый год внедрения ФГОС мы опробовали приемы и методы по развитию самостоятельности и социальной ответственности, то в этом году разработали модель «Образ будущего Школы самостоятельности и социальной ответственности».
Модель дополняет программу, конкретизирует её в деталях.
В модели определены: миссия школы и основная цель - развитие поисково-исследовательской деятельности учащихся, информационно-образовательная среда, портрет ученика и учителя. В созданной модели выделяются два главных аспекта - деятельность и образовательные результаты. Деятельность представлена проектами, а образовательные результаты выражены через предметные, метапредметные и личностные. В список прогнозируемых инновационных продуктов включены: программные продукты, локальные акты, апробация различных форм внеклассной работы и т.д..
Методической службой разработан и реализуется проект «Введение ФГОС начального общего образования в пилотном режиме». Процесс реализации проекта отображен в плане-графике по обеспечению введения ФГОС. Старт проекту дал педагогический совет «Концепция образовательных стандартов второго поколения: традиции и инновации», на котором педагоги школы объединились в творческие группы для работы над проектом. В рамках проекта проводим мониторинговое исследование «Готовность педагогов к введению ФГОС» «Включение педагогов в инновационные процессы в условиях введения и освоения ФГОС». Эти документы появились на третий год, так как важно в настоящий момент вести подготовку учителей основной школы к внедрению ФГОС.
Что удалось нам изменить? Прежде всего, из практики работы педагогов уходит фронтальная работа с классом, чаще организуют индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учеником и учителем. Уроки строятся совершенно по иной схеме. Распространенный объяснительно – иллюстрационный метод, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом приводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик становится живым участником образовательного процесса. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Важно на каждом уроке усилить мотивацию ребенка в познании предмета, темы, предемонстировать ему, что школьные знания – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни. Анализ работы показал, что уровень мотивации учащихся начальной школы, значительно не улучшается и составляет 45-50%от числа обучающихся. Поэтому сначала учебного года в 1-3 классах активнее педагоги стали использовать такую форму как проект и наряду с этим в 3-м классе такую форму как внутриклассная олимпиада по математике. Результат в 3-м классе значительно изменился по итогам года мотивация по математике выросла до 70%.
Качественные результаты произошли и в работе с педагогами по повышению их мастерства . Хороший результат дала практика взаимопосещения уроков не только учителями начальной школы друг у друга, но и учителями основной школы у учителей начальной школы. Такая практика позволила начать подготовку учителей основной школы к внедрению ФГОС в основной школе.
Индивидуальная работа с педагогами в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов ( ФГОС) была направлена на то, чтобы учителя школы разработали индивидуальные планы своего профессионального развития, направленного на освоение и работу по новым стандартам. Индивидуальный план отличается от общего тем, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога. Большее место здесь отводится самообразованию, обучению на рабочем месте, и учитель предстает уже сформировавшимся субъектом собственного профессионального развития (приложение №3,14).
Анализ работы показал, что апробируя новые формы и методы, педагоги более детально анализировали свой педагогический опыт. Свой педагогический опыт учителя представляли на районных конкурсах: « Лучший кабинет начальных классов», «Современный урок в начальной школе», « Умные уроки с интерактивной доской», «Методические разработки в условиях внедрения ФГОС».
В работе с педагогами использовались следующие индикативные показатели:
- выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение контрольных и практических работ, экскурсий и др.);
- уровень развития обучающихся;
- степень самостоятельности обучающихся;
- владение обучающимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;
- дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения;
- совместная деятельность учителя и обучающегося;
- наличие положительного эмоционального микроклимата;
- умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение обучающимися системы знаний);
- способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;
- умение корректировать свою деятельность;
- умение обобщать свой опыт;
- умение составлять и реализовывать план своего развития.
Результатом работы в рамках внедрения ФГОС стали следующие образовательные продукты:
- программы: «Программа по духовно-нравственному воспитанию», «Программа внеурочной деятельности», «Программа коррекционной работы с учащимися». Программы факультативных курсов «Риторика», «Экология и краеведение». Программы кружковых занятий «Авиамоделирование», «Творческая мастерская»;
- Программа занятия по выбору «Спортивный туризм и краеведение».
- Программа занятий по интересам «Калейдоскоп чудес».
- Целевая программа «Экология».
Результаты контрольной работы показали, что результативность в третьем классе значительно выше.
Изменилась качественно материально-техническая база, учебно-методическое обеспечение и информационно обеспечение .
Все педагоги начальной школы прошли курсы повышения квалификации в рамках ФГОС.
Отчёт о работе экспериментальной площадки
МБOУ Фоминская СОШ
«Внедрение ФГОС второго поколения»
за 2010-2011 учебный год.
Наша школа приказом Департамента в 2010-2011 учебном году была включена в список пилотных школ Владимирской области по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Работа начали с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения. Возможность введения ФГОС второго поколения на базе школы была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом совете, педагогическом совете. Проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе - внеурочной деятельности учащихся. В школе была создана необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность школы по внедрению ФГОС. Документация школьного уровня также подготовлена в полном объёме. Составлен перспективный план работы МОУ Фоминской СОШ по внедрению ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) на период 2010-2013 годы. Разработана и утверждена образовательная программа начального общего образования и программы по дополнительному образованию. Разработаны мероприятия по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( ФГОС) в школе. На основании проведенных мероприятий, режима работы школы реализовалась модель «Школа полного дня».
В соответствии с приказом по школе были распределены функциональные обязанности между членами администрации школы и педагогами, участвующими в эксперименте, поставлена задача создания необходимых санитарно-гигиенических и материально-технических условий для апробации ФГОС второго поколения по следующим направлениям:
• отработка алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения;
• формирование механизма использования в работе с детьми с разным уровнем развития познавательных способностей возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми), самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Опыт первого года апробации условий введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. «Школа полного дня» оказалась востребованной и родителями, и детьми. По сравнению с выпускниками детского сада прошлых лет, наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки проводились по 30 минут в сентябре, по 35минут в октябре,40 минут в ноябре, проводится динамический час. На занятиях и в первой, и во второй половине дня проводилась работа по профилактике переутомления учащихся педагогами, ведущими уроки и внеурочные занятия. Помимо учебного кабинета, активно используются игровая комната, спортзал, Музей леса, спортивная площадка. Во время прогулок дети собирали природный материал для поделок. Ребята оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.
Обучение 1 класса ведётся на основе УМК «Гармония». Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно - исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. В ноябре каждым учеником совместно с родителями представлены проекты о животных. При посещении уроков в 1 классе бросается в глаза то, что у детей развиты речевые умения, сформирована монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение полугодия проведёно ряд родительских собраний. Первым из них было родительское собрание на тему «Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в первом классе МОУ Фоминской СОШ». На собраниях обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности - творческие работы учеников.
Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися. Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные в апробируемых материалах пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.
Опытом работы делились на:
· районном методическом объединении учителей начальных классов. Работа школы в режиме «Школа полного дня»;
· семинаре завучей. Нормативно-правовая документация, методическое сопровождение, выбор УМК, подбор и расстановка кадров;
· районном семинаре директоров. Материально-техническое обеспечение первого класса, образовательная программа, программы дополнительного образования, психологическое сопровождение учащихся 1-го класса;
· августовском совещании. Первые итоги внедрения ФГОС НОО;
· районных конкурсах. Методические находки;
· областном семинаре в ВИПКРО. Создание программы по интеллектуальному развитию школьников;
· Всероссийской конференции в Ярославле. Формирование самостоятельности и социальной ответственности школьников.
|