Утверждаю
Директор школы
______М.И. Липина
Приказ № 148от 29.12.2014
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Общие положения
I.Настоящее Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012 года, Уставом МБОУ Фоминская СОШ , Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373.
1.1.Рабочая программа учителя дает представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.
1.2.Рабочие программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Статья 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации» относит разработку и утверждение образовательных программ к компетенции образовательной организации.
1.3. Приказом Минобразования РФ от 05.032004 года № 1089 утвержден федеральный компонент государственного образовательного стандарта. На основе федерального компонента государственного образовательного стандарта созданы примерные программы, которые рассчитаны на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
1.4.Данные программы являются инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных организациях.
1.5. Авторская программа (программа, разработанная одним или группой авторов) — документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, определяющий содержание образования определенного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных организаций авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
1.6.Рабочая программа — документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с федерального государственного образовательного стандарта и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.
1.7. Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Рабочие программы представляются на утверждение директору школы в начале учебного года. Директор школы вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательной организации или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям государственного стандарта.
II. Цели и задачи разработки Рабочей программы
Цели рабочей программы:
- создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю)
-повышения качества образования;
-повышения профессионального мастерства педагогов;
-обеспечения достижения обучающимися результатов освоения обязательного минимума содержания общего образования;
-обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования;
-обеспечения качественной подготовки выпускников образовательной организации.
Задачи рабочей программы:
-дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета, курса, дисциплины (модуля);
-конкретно определить содержание, объем, порядок изучения предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательной организации и контингента обучающихся
III. Структура Рабочей программы
Рабочая программа имеет следующую структуру:
титульный лист;
пояснительная записка;
-общая характеристика учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); - описание места учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане; описание . личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); - содержание учебного предмета;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
календарно-тематическое планирование;
перечень работ (контрольных, лабораторных, практических и т.д.).
IV. Порядок разработки Рабочей программы
4.1. В титульном листе Рабочей программы указывается:
наименование образовательной организации (полностью в соответствии с Уставом);
наименование ”Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины
(модуля) по классам (классов, параллели);
фамилия, имя, отчество учителя, составителя Рабочей программы;
год составления рабочей программы;
грифы рассмотрения, согласования и утверждения Рабочей программы.
4.2. В пояснительной записке указываются:
цели изучения учебного предмета;
общеучебные умения, навыки и способы деятельности начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету;
требования к уровню подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) ступени общего образования;
сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана Рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания;
количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа;
количество часов для проведения экскурсий; количество часов для проведения контрольных работ; указать продолжительность контрольных работ;
количество часов для проведения лабораторных работ;
количество часов для проведения практических работ;
количество практикумов;
количество часов для проведения исследований;
количество часов для составления проектов;
сведения об используемом учебно-методическом комплекте, дополнительной литературе;
Количество учебных часов по предмету в Рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. При внесении изменений в тематику, логику изменения включения в учебный процесс, количество, продолжительность контрольных работ и т.д. необходимо представить обоснования изменений в пояснительной записке.
4.3.При составлении Рабочей программы учитель выделяет обязательную часть элементов содержания примерной или авторской программ, затем определяет вариативность программы (региональный, школьный компонент) и составляет 4.4.Рабочую программу с учетом сформированности мотивационной, интеллектуальной, волевой сфер индивидуальности обучающихся, их образовательных потребностей (то есть учитель в своей рабочей программе описывает все эти особенности индивидуальности обучающихся). В Рабочей программе желательно отразить работу по формированию, развитию и закреплению ключевых образовательных предметных компетенций (готовности учащихся к использованию полученных знаний к использованию и использование усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальных жизненных ситуациях для решения практических задач).
Календарно-тематическое планирование может быть представлено в виде такой таблицы.
№
Тема урока
Элементы содержания
урока
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
Виды контроля
за уровнем усвоеннового матер иала
Домашнее задание
Дата проведения
урока
Наименование раздела
4.5.По предметам биология, физика, химия, технология и информатика можно добавить графу «Эксперимент», По желанию учитель может включить дополнительные графы (например: оборудование, ТСС), средства ИКТ, формы проведения, методы и другие)
4.6, Приложением к Рабочей программе является перечень: экскурсий, контрольных лабораторных, практических работ, практикумов, исследований, проектов с указанием периода проведения.
V. Порядок утверждения Рабочей программы
5,1. Учитель представляет Рабочую программу на заседание школьного (районного) методического объединения учителей-предметников на предмет соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения учителей-предметников указывается факт соответствия Рабочей программы установленным требованиям.
5.2. Рабочую программу представляют на согласование заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Заместитель директора школы в титульном листе под грифом ”Согласовано” ставит дату, подпись.
5.3. Руководитель образовательной организации утверждает рабочую программу приказом по школе.
VI. Компетенция и ответственность учителя
6. К компетенции учителя относятся:
- разработка Рабочих программ; использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий
-с применением информационных и телекоммуникационных.