Утверждено
Директор школы:
________________
М.И. Липина
Положение
о разработке и утверждении рабочих программ по
учебным предметам в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Фоминская средняя общеобразовательная школа» Гороховецкого района Владимирской области.
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего образования, федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования и регламентирует порядок разработки рабочих программ учебных предметов, курсов (далее Положение).
1.2. Рабочая программа (далее — Программа) — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной и авторской программе по учебному предмету (образовательной области).
1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
Задачи программы:
• дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
• определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:
· нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
· целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
· определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
· процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
· оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
1.5. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.
2. Технология разработки рабочей программы.
2.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету на учебный год или ступень обучения.
2.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).
2.3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения
3. Структура рабочей программы.
3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Общая характеристика учебного предмета, курса.
4. Учебно-тематический план.
5. Содержание тем учебного курса.
6. Календарно-тематическое планирование.
7. Перечень учебно-методического обеспечения, список литературы (основной и дополнительной).
8. Приложения к программе (необязательный элемент).
3.2. Оформление и содержание структурных элементов рабочей программы
3.2.1. На титульном листе необходимо указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- когда и кем утверждена рабочая программа;
- название рабочей программы;
- класс, на который рассчитана рабочая программа;
- ФИО, должность автора(ов)-cоставителя рабочей программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;
- год разработки рабочей программы.
3.2.2. Пояснительная записка содержит сведения
- о соответствии рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования;
- о примерной программе, на основе которой составлена рабочая программа;
- об уровне изучения учебного материала (в соответствии с лицензией);
- о целях изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта);
- о требованиях к уровню подготовки учащегося для конкретного класса (что учащийся должен знать, что учащийся должен уметь).
3.2.3. Учебно-тематический план (на год изучения)
- последовательность изучения разделов и тем программы с указанием количества часов, выделяемых на их основе
- содержит наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составляется в виде таблицы.
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Практические работы |
Контрольные работы |
|
|
|
|
|
3.2.4. Содержание изучаемого курса содержит
- перечень разделов и тем с указанием количества часов, отводимых на их изучение;
- содержание каждой темы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования;
- требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме (что учащийся должен знать, что учащийся должен уметь).
3.2.5. Календарно-тематическое планирование (рекомендованная форма)
№ |
Тема |
Количчасов |
Тип урока |
Элементы содержания и характеристика деятельности учащегося |
Виды контроля, измерители |
Планируемые результаты освоения материала |
Программное обеспечение |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
|
|
Количество учебных недель определяется учебным планом.
3.2.6. Перечень учебно-методического обеспечения, список литературы
необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы
- дидактический материал
- медиаресурсы
- перечень использованной автором литературы (элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию)
4. Оформление рабочей программы.
4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 9-14, межстрочный интервал 1-1,5; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения (Приложение 1).
4.3. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
4.4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса).
5. Утверждение рабочей программы.
5.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 1 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.
5.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
· обсуждение и принятие Программы на заседании предметного методического объединения. В протоколе заседания методического объединения учителей-предметников указывается факт соответствия рабочей программы установленным требованиям;
· получив согласование заместителя директора, рабочие программы утверждаются приказом директора школы. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока;
о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
5.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора.
5.4.Допускается корректировка дат, домашних заданий в течение года.
5.5.Администрация образовательного учреждения осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольного контроля.
5.6.Образовательное учреждение несет ответственность на основании п. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса.
6. Компетенция и ответственность учителя.
4.1. К компетенции учителя относятся:
· разработка Рабочих программ;
· использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и учителя;
· организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, иными локальными актами общеобразовательного учреждения;
· осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
· отчетность о выполнении обучающимися практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом на текущий учебный год и расписанием занятий.
4.2. Учитель несет ответственность за:
· невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
· реализацию обучающимися не в полном объеме практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и расписанием занятий;
· качество знаний, умений и способов деятельности обучающихся по учебному курсу, предмету;
· нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации рабочих программ.
Приложение №1
Оформление титульного листа рабочей программы:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Директор школы Руководитель МО Заместитель директора по УВР Протокол № ….. от подпись________________ подпись______________ «…..»__________20__ г. «…..»__________20__ г «_____»______20__г.
подпись________________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя (ФИО) МБОУ Фоминская СОШ
… квалификационной категории
Утверждено приказом директора
№…от «____» _______20__ г.