Школа – сельская, а село – это особая аура, особая жизнь. Сельский учитель – и советчик, и агроном, и модельер, и врачеватель душ. К данному убеждению мы пришли в результате проведенных в течение нескольких лет микроисследований. Изучив микроклимат в коллективе через взаимоотношения учитель-ученик-родитель, пришли к выводу, что психологический климат в коллективе сформировался на основе сотворчества, содружества. Из 18 работающих педагогов 16 – выпускники школы. Коллектив стабильный, творческий, поэтому стиль работы особый, соответствующий реальным условиям жизни с опорой на диагностику, способствующую результативности в целом. Обучаются в школе дети из 15 населенных пунктов. И имеет наша школа свою историю. Развивается по особым, присущим ей закономерностям, имеет свои традиции, свою манеру реагировать на разные события, изменения во внешней среде. «В 1862 году в Фоминках открыта школа стараниями и заботой Фоминского волостного старшины, крестьянина того же села Ивана Осиповича Столбикова. Число учащихся ежегодно простирается до 30 и более человек. В 1885 году открыта женская школа на церковной земле». (Из документов Владимирского областного архива) В 1903 году было построено новое здание для Фоминского двухклассного образцового МНП училища. Это школа с пятилетним курсом обучения, т.е. повышенного типа. В 1930 году была открыта школа крестьянской молодежи (ШКМ). В 1934 году переименована в неполную среднюю школу. С 1 сентября 1936 года школа преобразовывается в среднюю, а весной 1939 года был первый выпуск десятиклассников. С 1938 года по 1945 год директором школы была Полякова М.И. С 1945 по 1953 год директором школы работал Субботин В.Г. С 1953 по 1963 год – Егоров П.М. С 1963 по 1965 год – Баранов И.Ф. С 1965 по 1969 год – Орлова Н.А. С 1969 по 1976 год – Трошина А.Ф. С 1976 по 2014 год - Анисимова Нина Федоровна. С октября 2014 года директором работает Липина Мария Ивановна.
Образование с. Фоминки Гороховецкого района Владимирской области
По запросу материал подготовила Соколова С.Ф., ведущий специалист по учетно- охранной документации Государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко- архитектурный музей» Гороховецкого района Владимирской области
В условиях крепостного права (до 1861 года) крестьяне были сплошь неграмотные. В таких условиях жил и наш Фоминский район. Первая школа в районе была открыта в селе Фоминки. В церковной летописи, хранящейся во Владимирском областном архиве, записано: «В 1862 году в селе Фоминках открыта школа стараниями и заботою Фоминского волостного старшины крестьянина того же села Ивана Осиповича Столбикова. Число учащихся ежегодно простирается до 30 и более человек. Обучением занимаются священник Василий Алявдин и дьякон Григорий Никольский». Поскольку обучением занимались служители церкви, можно судить и о направлении мысли учащихся.
В 1872 году вышло положение о школах, были даны учебные программы. Для обучения детей стали назначаться учителя. В дальнейшем школы перешли в ведение земства и учителем был назначен Н.Ф. Сперанский.
Наряду с земскими школами духовное ведомство открывало церковно-приходские школы, где обучением занимались те же церковные служители.
В церковной летописи записано: «В 1885 году в Фоминках открыта женская школа на церковной земле». Учителем в ней был И.Ф.Советов. Церковно-приходские школы были в Боровицах, Татарове, Таранове, Семёновке, Ивачеве.
О степени грамотности среди населения можно судить по следующим данным.
За 1885 – 1886 учебный год:
- Фоминки – мальчики – 54; девочки – о.
- Расстригино – мальчики – 62; девочки – 10.
- Гришино - мальчики – 51; девочки – 0.
- Свято - мальчики – 26; девочки – 1.
- Боровицы – мальчики – 33; девочки – 0.
- Гороховец - мальчики – 0; девочки - 60.
- Золино – мальчики – 35; девочки – 5.
- Кожино - мальчики - 59; девочки - 5.
На волостном сходе уполномоченных – десятидворников было:
- В 1891 году - неграмотных – 52 человека; грамотных -4 человека, 7%.
- В 1895 году - неграмотных – 57 человек; грамотных -8 человек, 12%.
- В 1898 году - неграмотных - 13 человек; грамотных-37 человек, 61%.
В 1900 году на территории района было 10 начальных школ. Курс обучения трёхлетний – младшие, средние и старшие. Дети, окончившие начальную школу, никаких прав не приобретали, и поступить учиться дальше не могли. Можно привести такой пример. Молодой человек И.В.Субботин (погиб при защите г. Ленинграда в 1943 году) в своё время подготовился, чтобы сдать экзамен экстерном на первый классный чин. С него, как с крестьянина, потребовали разрешение от сельского общества, так как существовала общинная круговая порука по уплате податей. На сельском сходе, куда И.В.Субботин обратился за этим разрешением, крестьяне ему отказали. В защиту молодого человека встал И.А.Чекунов. Он убеждал сход дать согласие, что детям крестьян нужно давать ход, что темнота губит крестьян. Общество дало согласие.
В это время начинаются хлопоты о школе повышенного типа. Инициатором здесь выступил И.А.Чекунов. 1 августа 1901 года земская школа преобразуется в Фоминке 2-х классное училище Министерства Народного Просвещения, одно из самых высших учебных заведений Гороховецкого уезда. Оно имело пятилетний срок обучения – три года в первом классе и два года во втором классе. Первые ученики этой школы вспоминали, с какой радостью население района встретило эту школу. Так велико было в то время стремление народа к образованию. Первые учителя этой школы Д.И.Балясов и П.К.Казаков сумели поставить работу в школе так, что она пользовалась у населения большим авторитетом. В этой школе учились дети не только жителей села Фоминки, но и отдельных селений – Обеднино, Сергиевы – Горки.
В начале своей деятельности учебное заведение было размещено в двух зданиях: в здании бывшей земской школы и в одной из комнат «Чайной», на втором этаже.
На постройку здания для училища Министерство просвещения отпустило 2 500 рублей. На эту сумму построить здание, которое должно было стать образцовым, не представлялось возможным.
План и проект школьного здания разрабатывался Д.И.Балясовым. По расчётам выходило, что стоимость постройки выразится суммой не ниже 8 000 рублей.
В курсе предстоящих расходов был и почётный блюститель училища М.Е.Николаев. Вместе с Д.И.Балясовым , он занимался изысканием средств и материалов на постройку здания. Ходили на поклон к нижегородскому купечеству.
В конце августа 1903 года торжественно отмечалось освещение нового здания училища, со светлыми и просторными классами. При школе на отведённой крестьянским обществом земле был заложен сад, участок огорожен и озеленён. В сентябре 1903 года начались занятия. Впервые годы ученики были в возрасте от 14-16 лет. Училось более 150 человек, преимущественно мальчики. Заведующим был назначен Д.И.Балясов. В январе 1908 года его сменил Н.И.Соколов.
В 1918 году школа преобразуется из Министерского 2-х классного училища в единую трудовую школу 1- ступени. Учителями в это время назначены – заведующий Н.И.Соколов, учителя: О.М.Горшкова, М.И.Козлова, М.В.Холоднова, К.Н.Троицкая, а в 1922 году В.Г.Субботин. Под руководством В.Г.Субботина, школа улучшила свои показатели в смысле дисциплины учащихся, сплочении коллектива учителей, детской самодеятельности. Было организовано детское самоуправление, ставились спектакли, проводились детские вечера, впервые установлена новогодняя детская ёлка.
В 1923 году для школ издаются новые программы – программы школы
жизни, школы действия. Эти программы убивают старую предметную школу
– школу учёбы. С 1924-1925 учебного года Фоминская школа возрождается в виде районной трудовой школы, а в ней вводится комплексное преподавание по новой программе Гус(а).
24 сентября 1932 года здание школы сгорело. Пришлось размещать классы в зданиях Исполкома, Народного Суда, во вновь построенном втором этаже над сельским клубом.
Зимой с 1933 года по 1934 год по распоряжению Волисполкома изготовили в казённом лесу около села Татарова сруб для новой школы.
7 марта 1936 года в ней начались занятия. Много сил и хлопот для открытия школы, положил заведующий А.В.Ганявин. Здание школы являлось самым большим учебным зданием в районе. В стенах этой школы коллектив учителей и учащихся развернул особо активную работу по дисциплине, успеваемости. Были довольны и учителя, и родители.
С 1941- 2014 год директорами школы были: М.И.Полякова, В.М.Кирилов, М.Ф.Михеев, В.Г.Субботин, П.М.Егоров, Н.Ф.Баранов, Н.А.Орлова, А.Ф.Трошина, Н.Ф.Анисимова.
В 1961 году началась стройка нового кирпичного здания для средней школы. В строительстве школы принимали участие общественные организации, группы местного населения и одиночки. Руководил стройкой А.Д.Гладилов. 3 ноября 1963 года школа была открыта.
Казаков Пётр Корнилович, учитель математики двухклассного Министерского училища села Фоминки (1902 – 1910г.г.)
http://moufominki.ucoz.ru/kazakov_pjotr_kornilovich.pdf
Соколов Николай Иванович, заведующий Фоминского 2-х классного училища Министерства Народного Просвещения с января 1908 года.
http://moufominki.ucoz.ru/sokolov_nikolaj_ivanovich.pdf
Куркутова Евдокия Никитична, выпускница 1949 г., доктор физико- математических наук, профессор, заведующая кафедрой общей физики Владимирского государственного университета. Заслуженный деятель науки РФ.
http://moufominki.ucoz.ru/kurkutova_e.n..pdf
Медведев Валентин Ефимович, выпускник 1958 года. Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой "Инженерная педагогика". Декан факультета повышения квалификации. Руководитель центра переподготовки кадров МГТУ. Лауреат премии Президента РФ в области образования.
http://professorrating.ru/professor.php?id=25185
Игонин Владимир Александрович, выпускник 1973 года. Закончил ВГПИ им. Лебедева- Полянского с отличием. С 1994 года доцент кафедры общетехнологических дисциплин ВГПУ Декан технико-экономического факультета, кандидат физико-математических наук, доцент.
http://tef.vlsu.ru/index.php?id=11
Абрамова Елена Анатольевна, выпускница 1994 года. Заместитель заведующего кафедрой управления и экономико-математического моделирования ИГХТУ. Кандидат экономических наук, доцент.